Как авторы оценивают работу издательства? Издательство
Как авторы оценивают работу издательства?

На этой странице мы решили собрать отзывы авторов о нашем издательстве. Нам кажется, что такая информация из первых рук очень важна при выборе издательства-партнёра... Увы, нередко за броской вывеской и рекламной заманухой скрываются непрофессионализм и даже человеческая чёрствость... Кстати, приобрести поэтические сборники, о которых тут идёт речь, можно в фирменном интернет-магазине КупиКнигу.РФ 

Как издать книгу стихов? ЧАВО для автора Издательство
Как издать книгу стихов? ЧАВО для автора

Дорогие авторы! Спасибо всем, кто обращается в наше издательство! Как правило, я отвечаю каждому автору персонально и непублично — в этой же подборке "обезличенные" вопросы, которые принято называть часто задаваемыми, хотя это и не совсем верно. Итак...

Внимание! Премия!
Приём конкурсных работ на соискание VI Международной поэтической премии "Образ" стартует 1 ферваля 2019 г.

Главная ИздайКнигу.РФ КупиКнигу.РФ Премия и альманах «Образ» Почётный знак Доска почёта Издательство Архив номеров Контакты

Русская печь. Возвращение

Емеля, Баба-яга, Илья Муромец… Что объединяет этих сказочных персонажей? Печка! Емеля использовал её как оригинальное средство передвижения, Баба-яга мыла-парила в ней незваных гостей, а немощный Илья Муромец на печной лежанке лежал плашмя долгие годы, пока бродячие старцы не исцелили былинного богатыря и не призвали его на подвиги ратные. Русская печь сотни лет служила нашим предкам верой и правдой… И, судя по всему, послужит ещё нам и нашим внукам…

Русская печь. История русской печкиВ печку – попариться!
Место на печи – самое тёплое в доме, поэтому оно по праву принадлежало малым детям и старикам. Родители наставляли отроков: «Корми деда на печи – сам там будешь!».

Печь играла важную роль в народных верованиях. Считалось, что, будучи вместилищем огня, печь обладала целительной энергией и могла превратить «чужих» людей в «своих»: входя в дом и прикладывая руки к печи, гость проникался домашним теплом и добротой. Да и домовой, языческий хранитель домашнего очага, тоже жил за печкой.

В печи даже мылись! Правда, не все – только дети да старики. Делалось это так: жарко топили русскую печь, затем, когда она немного остывала, оттуда убирали всё лишнее – еду, угли. После этого парящегося укладывали на доску-лежак и заталкивали прямо в сияющий зев русской печи. На стены русской печи плескали водой или разведённым квасом. Поднимался густой «хлебный» пар. Затем вход в печь плотно закрывали заслонкой. Полагалось сидеть в русской печи и потеть. Чтобы не обжечься, печь застилали соломенными ковриками-матами. После бани коврики споласкивались, сушились и сворачивались до следующего раза. Детей обычно мыли в небольшом тазу прямо в печи. Печному огню приписывали чудесные свойства: читая заговоры и сжигая в его пламени магические предметы, люди просили здоровья, исцеления.

Чтобы облегчить женщине роды в крестьянской избе, открывали печную заслонку, двери, окна. А новорождённых детей клали на печку, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Иногда их даже «окатывали печным духом»: заносили на несколько секунд в печной зев, чтобы печка «подышала» на ребёнка. Лечились не только теплом и огнём печи, но и дымом, окуривая помещения или вдыхая его. Для таких ингаляций пользовались раскалённым кирпичом с углублением, в которое насыпали травы, где они и тлели. Для компрессов использовали угольный порошок, смешанный с тёртым картофелем. При лихорадке заваривали и пили опечину (пережжённую глину). Лечились золой, готовили снадобья из трав.

История русской печкиПо-чёрному
Первоначально печь была глинобитной и трубы не имела. Поскольку сильный огонь в ней не разводился из-за опасности пожара, она «курилась» на малом огне, отчего называлась курной. Топили печь «по-чёрному»: дым, заполнив помещение, выходил через верхний притвор входных дверей, а холодный воздух от порога поступал внутрь дома. Потом стали прорубать отверстие в стене под потолком. Когда печь не топилась, это отверстие затыкалось (заволакивалось) деревянными заслонками. Отсюда и название: волоковое окно.

Курная печь представляла собой свод с толстыми стенками, установленный на специальном возвышении – опечье. Пространство под сводом называлось духовой камерой, или горнилом. В одном из торцов свода было устроено невысокое отверстие – устье. Через него закладывались дрова в печь, через него же ставилась пища для приготовления. Перед устьем имелась площадка – шесток, выполнявшая функции столика. Дым выходил непосредственно в избу, под потолок, а затем через специальное волоковое окошко – наружу. Печь топили и летом, и зимой. Огонь разводили раскалёнными углями, которые берегли и хранили в горнушке (небольшом углублении), под слоем золы. Взаймы их давали с неохотой и только с условием обязательного возврата после растопки.

К началу 17-го века появились первые печные трубы. Выполненные из тёса (тёсаное топором дерево) они не примыкали к самой печи, а находились на безопасном расстоянии. Между трубой и устьем горнила монтировался колпак-дымосборник. Такая конструкция намного увеличила производительность, так как тяга многократно возросла, но и увеличила пожароопасность: кто из нас не видел вырывающиеся искры из сильно топящейся печи?

Чёрные печи часто становились причиной пожара, поэтому Пётр Первый в 1718 году издал указ, запрещающий строительство курных печей и деревянных труб. Впрочем, на дальних сибирских поселениях курные печи строились до конца 19 века. Отчасти это можно объяснить консервативностью патриархального общества, а отчасти тем, что под потолком таких изб можно было прокуривать рыбацкие сети, что удлиняло срок их службы. На смену курной печи пришла печь с дымосборником и трубой.

По-белому
Русская печь с кирпичной трубой называется «белой», и, соответственно, топят её по-белому. Принцип работы такой печи очень прост. В горниле раскладывают дрова посередине пода и поджигают. Естественно, вьюшка или задвижка во время розжига должна быть открыта. Необходимый для горения дров воздух поступает через нижнюю часть устья печи, а продукты горения и дым, поднимаясь к своду, движутся к верхней части устья. Преодолев порог устья, дымовые газы выходят в зону шестка и уходят в дымосборник и далее в трубу. Когда прогорят дрова, оставшиеся угли выгребают на шесток. Для томления щей, каш угли оставляют в топке и после установки чугунков угли придвигают к ним, распределяя равномерно по кругу, чтобы чугунки разогревались равномерно.

Под делается с лёгким уклоном, из специального подового кирпича (25х25 см). Передняя стенка топки имеет сводчатое отверстие – чело (или устье). Оно может закрываться съёмной заслонкой.

От шестка
Печь располагалась обычно в углу самой главной комнаты и могла обогревать помещение площадью до тридцати квадратных метров. Фундаментом для русских печей сначала служили хвойные или дубовые толстые брёвна, но из-за их частого возгорания настил стали делать из камня или битых кирпичей. На него клали основание печи, причём материалом служили любые доступные в те времена материалы: глина, камни, древесина.
В печке устанавливали «подпечек» – место для печных инструментов и инвентаря.

При всех неоспоримых достоинствах классическая русская печь имеет важный недостаток – она прогревается только с уровня шестка (шесток – площадка перед устьем печи) . Всё, что находится ниже, остаётся холодным. От этого зимой в избах спали на полатях, а по полу ходили в валенках.

Для устранения этой проблемы печи стали делать с подтопком. Внешне такая печь мало отличалась от обычной, но имела плиту в шестке и отдельную топку (подтопок) к ней. Дымоходы от подтопка проходили вдоль одной или нескольких стенок печи. В основном топили подтопок, а при сильных морозах топили ещё и «по-русски». Таким образом, чтобы прогреть печь полностью, приходилось разводить огонь сразу в двух местах – в подтопке и в горниле.

Теплушка
В 1927 году Наркомзем СССР провёл конкурс на улучшенную конструкцию печи. В результате было разработано несколько проектов, самым удачным из которых стала печь, получившая название «Теплушка» (автор – И.С. Подгородников). Эта печь прогревается равномерно сверху донизу и представляет собой колпак, ограниченный сверху сводом, а снизу – дном печи. Этот колпак разделён подом на верхнюю варочную камеру – горнило и нижнюю, отопительную камеру. По бокам пода имеются отверстия, соединяющие обе камеры. Снизу отопительной камеры начинается дымовая труба, снабженная печной задвижкой. Как и русская печь, «Теплушка» имеет устье, перетрубье (дымосборник над устьем) и вентиляционную задвижку. Выше задвижек две трубы сведены в одну. Кроме того, есть топливник, он расположен в одном из углов печи. Дрова сжигаются в топливнике на колоснике, что обеспечивает печи высокий КПД. При этом устье закрыто заслонкой. Дымовые газы из топливника поднимаются под свод, омывают его и через боковые отверстия в поду попадают в нижнюю камеру. Наиболее холодные из них отсасываются дымовой трубой.

При желании печь можно топить и обычным способом, сжигая дрова на поду. «Теплушка» остаётся оптимальной печью для сельского быта.

И снова: здравствуй, печь!
Сегодня русская печь переживает втрое рождение. Хорошие печники нарасхват, к ним записываются в очередь за два-три месяца. Разумеется, не стоит рассматривать печь как основной и – тем более – единственный источник тепла в доме. Печь (как, впрочем, и камин) – это всё-таки дополнительный вариант отопления. Более хлопотный и затратный, менее экономичный, но несравнимо более душевный…

Под печку необходимо заранее подготовить фундамент или бетонные перекрытия достаточной прочности, чтобы пол под ней не рухнул и не стал оседать. Если дом уже построен и обжит, то и тут возможны варианты. Например, русскую печь можно построить на участке. Конечно, в северном климате ею можно будет пользоваться только летом, а вот в средней полосе России и южнее – практически круглый год. В уличной печке можно готовить прекрасные блюда славянской кухни, включая, разумеется, шашлычки.

История русской печи. Самая большая печь в мире!Печка-великанша
Самая большая русская печь в мире была открыта для посетителей 22 декабря 2007 года в Калужской области в туристическом и культурно-образовательном центре «Этномир». Внутри печи, проводятся экскурсии. Здесь можно узнать, как устроена русская печь изнутри. На втором этаже горит огромный голографический огонь, сопровождаемый звуками, имитирующими треск горящих поленьев. При желании можно подняться на лежанку, выполняющую функции смотровой площадки, откуда открывается великолепный вид на весь «Этномир». Печь длиной девять метров, высотой одиннадцать метров и шириной — шесть, стала центром «Музея русской печи».

Эта белая великанша стоит в окружении десятка изб разных стилей и народов, построенных по всем традициям и канонам различных регионов России: кубанская мазанка, уральский пятистенок, поволжский дом и другие жилища народов нашей необъятной Родины. В каждой из этих уникальных изб мастера-печники воссоздали настоящие печки некогда свойственные конкретным регионам нашей России.

При подготовке статьи были использованы материалы из открытых источников.

Автор: Денис Ефимов, Эд Побужанский
Ключевые слова: печь, русская печь, история русской печи, изба

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Имя
Сообщение
Код на картинке

«ДОМОВЛАДЕЛЕЦ» РЕКОМЕНДУЕТ

  // реклама на сайте
Николай Ященко Николай Ященко

"Времена года. Стихи о природе". Юбилейное издание.

купикнигу.рф
Образ Образ

Поэтическая премия "Образ". Сертификат на выпуск книги!

премия-образ.рф
Виктор Яковенко Виктор Яковенко

"Матрица". Избранная лирика (М., Образ, 2016)

 

купикнигу.рф
Андрей Канавщиков Андрей Канавщиков

"Смотритель маяка". Книга стихов (М, Образ, 2016)

купикнигу.рф
Надежда Осьминина Надежда Осьминина

"Вербная Русь". Стихи и поэма.
(М., Образ, 2016)

купикнигу.рф
Анна Демидова Анна Демидова

"Второй дневник той же мамы". Повесть. (М., Образ, 2016)

купикнигу.рф
Образ Образ

Ежегодный поэтический альманах "Образ", № 4, сентябрь 2016 г.

премия-образ.рф